Добавить в избранное
 
Главная   |   Новые схемы   |   О сайте
КАТЕГОРИИ СХЕМ

СПРАВОЧНИК

ИНТЕРЕСНЫЕ СХЕМЫ

Схема цифрового охранного устройства
 
Схема цифрового охранного устройства

Большинство простых любительских охранных устройств для автомобиля представляют собой схемы, основное назначение которых - формирование определенных временных интервалов, - времени задержки входа в дежурный ражим после включения времени звучания тревожного сигнала, времени задержки срабатывания. И в большинстве случаев все эти временные интервалы реализованы при помощи одновибраторов и мультивибраторов, использующих в своем составе цепи из оксидного конденсатора большой емкости и резистора сопротивлением около мегаома.


В данном случае надежность устройства очень сильно зависит от тока утечки конденсатора и внешних сопротивлений. К тому-же емкость оксидного конденсатора зависит от внешней температуры значительно сильна чем, например керамического.

В результате при эксплуатации в условиях низких температур и высокой влажности такое устройство может отказать.

Предлагаемое устройство отличается тем, что для формирования временных интервалов используется мультивибратор, не имеющий в своем состава оксидных конденсаторов, и шестиразрядный счетчик. Таким образом все интервалы задаются всего одним не оксидным конденсатором.

Устройство подает двухтональный прерывистый сигнал тревоги при попытке постороннего человека проникнуть в салон автомобиля, в моторное или багажное отделение. Наличие датчика, регистрирующего колебания кузова позволяет предотвратить хищение колес, стекол и других внешних элементов, а также попытку взять машину на буксир (как известно отключить тормоз можно и не вторгаясь в салон или моторный отсек).

Схема построена таким образом, что при срабатывании датчика сначала отрабатывается временный интервал в 2-3 секунды, а после его завершения включается сигнализация. Интервал необходим водителю для отключения устройства при снятии охраны.

Основные характеристики:

• Время задержки после включения для установки в дежурный режим — 21 сек
• Временная задержка для отключения тумблером — 2,7 сек.
• Продолжительность сигнала тревоги — 18 сек.
• Частота прерываний сигнала тревоги — 0,75 гц.
• Частота изменения тональности сигнала тревоги — 1,5 гц
• Тональности сигнала тревоги — 500гц и 300гц
• Напряжение питания положительное в пределах — 11...15В
• Ток потребления в дежурном режиме не более — 6mA

Принципиальная схеме устройстве показана на рисунке 1. Все контактные датчики включаются параллельно и подключаются к клемме "1". Они при срабатывании должны замыкать катод диода VD6 на общий провод. Каскад на транзисторе VT1 служит для исключения выхода из строя микросхемы D1 из-за подачи на вход постоянного напряжения от осветительной системы автомобиля (если в качестве датчика используется дверной выключатель освещения салона) во время отсутствия не ней напряжения питания.

При включении питания зарядный ток конденсатора С2 формирует положительный импульс на выводе в D1.3, в результате положительный импульс появляется и на выходе 13 D2, что приводит к переходу счетчика D2 в нулевое состояние. На выводе 12 D2 устанавливается нуль, который запускает мультивибратор на D1.1 D1.2, вырабатывающий импульсы с частотой 1,5 гц.

Эти импульсы поступают на вход "С" D2 и состояние на выходах счетчика изменяется последовательно переключая два мультивибратора на D3.1 D4.1 и на D3.2 D4.3. Эти мультивибраторы вырабатывают соответственно 500гц и 300гц, которые должны поступить на акустический излучатель. Однако в данном случае сигналы не него не поступают и устройство молчит.

Достигается это блокировкой элемента D3.3 при помощи триггера D5.3 D5.4, который устанавливается в такое состояние в момент включения питания зарядным током С5. Как только счетчик досчитает до 32-х он установит триггер в противоположное положение, и так-же заблокирует мультивибратор на D1.1 D1.2. Схема отработав выдержку в 21 сек перейдет в ждущий режим.

Теперь при срабатывании датчика процесс повторится, но триггер D5.3 D6.4 не будет блокировать выход и на ключевой транзистор SVT1 поступят тональные импульсы. Звуковой сигнал начнется тогда когда счетчик досчитает до 4-х, и прекратится как только он досчитает до 32-х.

Время на отключения устройства водителем (пока считает от 5-ля до 4-х) формируется триггером D5.1 D5 2, который в момент срабатывания датчика устанавливается в запретительное положение (так-же как D5.3 D5.4 при включении) и после того, как не выводе 5 D2 установится единица он разрешает прохождение импульсов на выход устройства. Нужно заметить, что сразу-же после срабатывания датчика или после включения питания, на все время пока D2 считает до 32-х вход устройства блокируется диодом VD2 и никакие изменения в состояниях датчиков не могут повлиять на работу схемы.

В качестве датчика, преобразующего механические колебания кузова в электрические, используется микроамперметр М476/1 от магнитофонов. Он дорабатывается таким образом. Прежде всего нужно разобрать корпус микроамперметра. Затем конец стрелки изгибают и надевают на него небольшой груз, напрямую шайбу М3 и фиксируют её дальнейшим изгибом конца стрелки.

Затем микроамперметр устанавливают в корпус и располагают относительно платы устройства таким образом, чтобы при установки в автомобиль он расположился вертикально стрелкой вниз - перпендикулярно дну автомобиля, так чтобы при качении кузова стрелка качалась.

Сигналы, сформированные обмоткой датчика, качающегося в магнитном поле, усиливают операционным усилителем D6. Тип выбранного ОУ обусловлен низким напряжением питания, отсутствием триггерного эффекта и его термостабильностью. Соотношение номиналов R15 и R17 выбрана таким, чтобы напряжение на выходе OУ в спокойном состоянии было равно 0,7 от напряжения питания.

Как только стрелка-маятник датчика качнется на выходе ОУ напряжение падает до нуля, что приводит к открыванию стабилитрона VD6, а вслед за ним открывается транзистор VT2. Коллекторы VT1 и VT2 подключены к одному и тому-же входу D1.3, поэтому срабатывание маятникого датчика воспринимается схемой так-же как и контактных.

Конденсатор С6 служит для сглаживания переменных колебаний а цепи датчике. Резистор R13 служит для установки чувствительности датчика.

Для питания микросхем используется напряжение 9В, полученное от стабилизатора на транзисторе VT3. Напряжение питания поступает на клемму "4". общий провод (-) на "2", акустический излучатель излучатель включается между клеммами "3" и "4". Для отключения и включения служит тумблер S1.

В устройстве использованы резисторы МЛТ, конденсаторы К73-17 (С1, С2, С5), К50-6 (С7), К10-7В остальные. Транзисторы КТ3107 можно заменить на любые p-n-p кремниевые соответствующей мощности, например КТ381. Транзистор КТ827 можно заменить двумя транзисторами, например КТ815 и КТ312. Этот транзистор (КТ627 или КТ812) нужно установить на теплоотвод КТ815 можно заменить на КТ617 или КТ807.

Микросхемы К176 можно заменить не К561, однако в 561-й серии нет аналога K176ИЕ1, но его можно заменить не К561ИЕ10, включив оба счетчика микросхемы последовательно.

В качестве акустического излучателя используется сигнал от а/м ВАЗ. Расположенный на его тыльной стороне регулировочный бот нужно установить в такое положение, при котором в момент подачи напряжения на сигнал он будет издавать не постоянный звук, а один щелчек. Некоторые типы сигналов требуют вывинчивания болта, другие ввинчивания.

Настройка заключается в установке постоянного напряжения на выходе ОУ в состоянии покоя подбором резистора R17 на уровне 0,7-0,8 от напряжения питания ОУ. И к установке R7 и R10 таким обрезом, чтобы напряжение на резисторе R7 воспринималось элементом D1.3 как логический нуль в состоянии покоя и как единице при срабатывании датчиков.

Все постоянные времени можно уменьшить или увеличить изменением резисторе R1 или конденсатора С1. Кроме того соотношение постоянных времени можно изменять изменяя подключение выходов счетчика. Например если требуется задержка срабатывания не 2,7 сек., а 5,5 сек. нужно провод идущий к выводу 5 D2 отключить от этого вывода и подключить к выводу 10, конечно в этом случае время звучания сирены несколько уменьшится, так как общее время по прежнему равно 21 сек.

Если двухтональная сирена не нужна, можно исключить мультивибраторы на элементах D3.1 D4.1 и D3.2 D4.3 выходной каскад в этом случае нужно сделать по стандартной схеме на одном транзисторе и одном тиристоре, а вывод 11 D3.3 подключить к выводу 3 D2.

Если нужно, чтобы после срабатывания датчика устройство немедленно издавало короткий звук, предупреждая о том, что автомобиль охраняется, то нужно вывод 5 элемента D5.1 отключить от вывода 13 D2 и подключить к его выводу 4, в этом случае после срабатывания датчика (на 0,7 сек.) включится сигнал, а затем будет отрабатываться выдержка для отключения сигнализации.





Рейтинг схемы:


САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СХЕМЫ
  • Простая схема частотомера
  • Схема усилителя мощности КВ-Трансивера
  • Схема генератора высоковольтных импульсов
  • Схема мощного преобразователя 12В / 220В
  • Чувствительный металлоискатель
  • Схема зарядного устройства для AAA - аккумуляторов
  • Схема КВ-трансивера с SSB-модуляцией
  • Схема универсального лабораторного частотомера
  • Схема цифровых часов на микросхеме КР145ИК1901
  • Микросхема К561КТ3 - Одноразрядный мультиплексор
  • Схема простого КВ-радиоприемника
  • Схема частотомера 1...9999999 Гц на счетчиках HCF4026BEY
  • Схема переговорного устройства
  • Схема радиолюбительского частотомера 1 Гц - 50 МГц
  • Схема простого зарядного устройства аккумулятора
  • Схема радиовещательного приемника на ТВ микросхемах
  • Схема УКВ ЧМ приемника на одном транзисторе
  • Схема ручного программатора
  • Схема стабилизатора напряжения сети 220В
  • Схема цифрового вольтметра на микросхеме К176
  • Схема простого коротковолнового трансивера
  • Схема защиты блока питания от короткового замыкания
  • Схема Радиостанции Карат-М на 160 метров
  • Схема индикатора температуры на микросхеме LM339N
  • Схема стробоскопа авто УОЗ

  • ТЕГИ
    3-усцт usb авто автозапуск автомат адаптер акб акустика антенна будильник ваз вентилятор вольтметр время выключатель генератор геркон гетеродин гирлянды датчик двигатель детектор диапазон диод домофон ду емкость зажигание замок замыкание запуск заряд заслонка звонок звук игрушка импульс инвертор индикатор инструмент искатель источник питания камера каскад катушка коммутатор конвертор контролька контур корпус кроссовер лампы магнитола металлоискатель микросхема модем модуль модулятор мощность мультиметр нагрузка напряжение насос наушники освещение осциллограф охрана память переговорное устройство передатчик переключатель питание плеер подогреватель полив потребление преобразователь прибор привод приемник пробник проводка программатор проигрыватель радиомикрофон радиостанция радиоуправление регулировка регулятор реле робот свисток секретка сенсор сигнализатор сигнализация симистор сирена смеситель стабилизатор стерео схема счетчик таймер тахометр телевизор телефония термометр терморезистор термостат тестер тиристор ток транзистор трансивер трансформатор укв унч управление усилитель фары фотоприемник фоторезистор фотореле холодильник частота частотомер часы эквалайзер яркость


    Рейтинг@Mail.ru
    © 2011-2020 Паятель.Ру - Все права защищены. Публикации схем являются собственностью автора.