Добавить в избранное
 
Главная   |   Новые схемы   |   О сайте
КАТЕГОРИИ СХЕМ

СПРАВОЧНИК

ИНТЕРЕСНЫЕ СХЕМЫ

Схема автосигнализации с инерционным датчиком
 
Схема автосигнализации с инерционным датчиком

При изготовлении самодельных охранных устройств для автомобиля наибольшей популярностью пользуются схемы с инерционными датчиками, реагирующие на наклоны кузова или его качания. При попытках, взломать дверь или вынуть стекло, когда прикладывается к кузову машины достаточно большое усилие (кузов качается), либо при посадке в салон, открывании двери, попытке снять колесо (наклон кузова) такой датчик срабатывает очень надежно.


Принципиальная схема показана на рисунке 1. В её основе генератор определенного числа импульсов (восьми) на основе блокируемого мультивибратора и счетчика. Работает генератор так: в исходном состоянии счетчик D2 находится в положении "8", при этом на его выходе "8" установилась единица, которая поступает на вывод 2 элемента D1.1, входящего в состав мультивибратора на D1.1 D1.2.

При этом мультивибратор блокируется и импульсы не вырабатывает. В таком положении схема может находится сколь угодно долго. Для перевода её в режим генерации нужно подать положительный импульс на вход "R" счетчика, при этом он установится в нулевое положение, и следовательно на его выходе "8" установится нуль.

В результате мультивибратор разблокируется и начнет вырабатывать импульсы, которые поступают на выход генератора и на счетный вход счетчика. После поступления восьми импульсов счетчик устанавливается в положение "8" и вся схема возвращается в исходное положение, до следующего импульса на "R" входе.

Для того, чтобы этот генератор мог работать в охранном устройстве его схема модифицирована. Во-первых в момент включения питания нет никакой уверенности, что счетчик D2 сам установится в состояние "8". Практически он сразу после включения оказывается либо в положении "0" либо в любом другом положении.

Получается так. что в первое время после включения схема оказывается в положении генерации импульсов, а реально получается так, что сигнализация срабатывает от простого включения питания. Избавиться от этого недостатка можно введением задержки включения звукового сигнала. В данной схеме импульсы от мультивибратора поступают на электронный ключ VT1 VT2 через элемент D1.3, который после включения питания блокируется зарядным током С4.

Время зарядки этого конденсатора через R5 выбрано таким, что в полтора раза превосходит время счета счетчика от нуля до восьми. В результате после включения питания установка счетчика в "8" не озвучивается, и более того, некоторое время схема не восприимчива к сигналам датчика (время на закрывание двери).

Теперь необходимо время для отключения сигнализации из салона. Схема должна срабатывать сразу-же, но звуковая сигнализация начинаться спустя несколько секунд. Сделать задержку таким-же образом как и задержку включения не выгодно, сильно уменьшится время сигнализации. В данном случае для формирования выдержки после срабатывания включена RC цепь с диодом в цепь блокировки мультивибратора.

Теперь при установке счетчика в состояние "8" единица с его выхода быстро заряжает конденсатор С2 через прямое сопротивление диода VD1. И мультивибратор блокируется. При срабатывании датчика на выводе "8" устанавливается ноль, но этот ноль не сразу поступает на мультивибратор, а только спустя время разрядки С2 через R2 и обратное сопротивление диода, на что уходит примерно пять секунд. И только после разрядки С2 мультивибратор запускается и начинает работать и звуковой сигнал и счетчик.

При испытаниях устройства было обнаружено, что при использовании достаточно громкого звукового сигнала схема зацикливается, начинает срабатывать повторно от акустических колебаний, передающихся через металл кузова от сигнала к датчику. Выйти из положения можно применив акустическое демпфирование датчика или всего блока, например обернуть корпус резиной, выложить изнутри поролоном.

Но есть и более простой и более надежный способ - ввести блокировку датчика во время работы сигнала и еще в течении некоторого времени после прекращения его работы. Для этого служит элемент D1.4 и цепь VD2 R3 С3. Как только начинается сигнализация положительные импульсы с выхода D1.3 через диод VD2 заряжают С3 и все время, пока идет сигнализация, плюс время разрядки С3 через R3 и обратное сопротивление VD2 элемент D1.4 оказывается закрытым, и схема не восприимчива к импульсам от датчика.

Теперь о датчике - сделан он на основе стрелочного микроамперметра М47 кассетного магнитофона. Переделка как обычно - перевернуть длинным концом стрелки вниз и закрепить на этом её конце грузик, например небольшую шайбу. В качестве усилителя-формирователя импульсов используется операционный усилитель А1 (К140УД6).

Рамка микроамперметра включается между его входами. В обычно случае в режиме покоя уровень на выходе усилителя будет около половины напряжения питания, и изменяться в ту или другую сторону при колебаниях стрелки. Для работы цифровых микросхем исходный уровень должен быть на уровне логической единицы и при колебаниях стрелки опускаться до логического нуля.

Такие параметры выходного сигнала достигаются балансировкой ОУ при помощи R11 таким образом, чтобы в состоянии покоя на выходе ОУ было напряжение на уровне логической единицы.

Кроме встроенного инерционного датчика сигнализация имеет вход для подключения внешнего контактного датчика, в режиме срабатывания, замыкающего этот вход на общий провод. В данном случае используются для этого дверные выключатели освещения, которые имеются на всех современных автомобилях.

Диод VD4 выполняет две функции, во-первых он входит в состав разделительного элемента на VD4 VD3 R4, который развязывает выходы контактного и инерционного датчиков, а во-вторых он исключает порчу микросхемы D1 от подачи на её вход напряжения (от системы освещения салона) при отсутствии питания.

Для управления сигналом нужно электромагнитное реле звукового сигнала, например штатное (при использовании собственного сигнала автомобиля) или специально установленное для управления дополнительным сигналом, подходит любое реле звукового сигнала на 12 вольт. Вся схема собирается на одной печатной плате из одностороннего стеклотекстолита толщиной 1-2 мм.

Схема автосигнализации с инерционным датчикомМонтажная схема платы показана на рисунке 2. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5. Вместо К561ИЕ10 подходит практически любой двоичный счетчик, но при этом нужно изменить разводку печатных проводников платы. Операционный усилитель К140УД7 или К140УД608, К140УД708 (при соответствующем изменении разводки платы).

Настройка заключается в балансировки ОУ таким образом, чтобы в положении покоя на его выходе была единица, и при колебаниях стрелки формировались отрицательные импульсы.

Дополнительно по желанию можно установить все временные задержки. Время задержки после включения можно установить подбором R5, время задержки после срабатывания - R2, частота прерывания звукового сигнала и длительность сигнализации - R1.

Схема за один цикл работы формирует восемь звуковых сигналов, увеличить это число можно включением второго счетчика микросхемы К561ИЕ10 последовательно с уже включенным. При этом можно значительно увеличить частоту прерывания уменьшением R1.





Рейтинг схемы:


САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СХЕМЫ
  • Простая схема частотомера
  • Схема усилителя мощности КВ-Трансивера
  • Схема генератора высоковольтных импульсов
  • Схема мощного преобразователя 12В / 220В
  • Схема КВ-трансивера с SSB-модуляцией
  • Чувствительный металлоискатель
  • Схема зарядного устройства для AAA - аккумуляторов
  • Схема универсального лабораторного частотомера
  • Схема цифровых часов на микросхеме КР145ИК1901
  • Микросхема К561КТ3 - Одноразрядный мультиплексор
  • Схема простого КВ-радиоприемника
  • Схема частотомера 1...9999999 Гц на счетчиках HCF4026BEY
  • Схема переговорного устройства
  • Схема радиолюбительского частотомера 1 Гц - 50 МГц
  • Схема простого коротковолнового трансивера
  • Схема простого зарядного устройства аккумулятора
  • Схема стабилизатора напряжения сети 220В
  • Схема радиовещательного приемника на ТВ микросхемах
  • Схема УКВ ЧМ приемника на одном транзисторе
  • Схема ручного программатора
  • Схема цифрового вольтметра на микросхеме К176
  • Схема защиты блока питания от короткового замыкания
  • Схема Радиостанции Карат-М на 160 метров
  • Схема индикатора температуры на микросхеме LM339N
  • Схема стробоскопа авто УОЗ

  • ТЕГИ
    3-усцт usb авто автозапуск автомат адаптер акб акустика антенна будильник ваз вентилятор вольтметр время выключатель генератор геркон гетеродин гирлянды датчик двигатель детектор диапазон диод домофон ду емкость зажигание замок замыкание запуск заряд заслонка звонок звук игрушка импульс инвертор индикатор инструмент искатель источник питания камера каскад катушка коммутатор конвертор контролька контур корпус кроссовер лампы магнитола металлоискатель микросхема модем модуль модулятор мощность мультиметр нагрузка напряжение насос наушники освещение осциллограф охрана память переговорное устройство передатчик переключатель питание плеер подогреватель полив потребление преобразователь прибор привод приемник пробник проводка программатор проигрыватель радиомикрофон радиостанция радиоуправление регулировка регулятор реле робот свисток секретка сенсор сигнализатор сигнализация симистор сирена смеситель стабилизатор стерео схема счетчик таймер тахометр телевизор телефония термометр терморезистор термостат тестер тиристор ток транзистор трансивер трансформатор укв унч управление усилитель фары фотоприемник фоторезистор фотореле холодильник частота частотомер часы эквалайзер яркость


    Рейтинг@Mail.ru
    © 2011-2020 Паятель.Ру - Все права защищены. Публикации схем являются собственностью автора.