Добавить в избранное
 
Главная   |   Новые схемы   |   О сайте
КАТЕГОРИИ СХЕМ

СПРАВОЧНИК

ИНТЕРЕСНЫЕ СХЕМЫ

Схема цифрового автомобильного тахометра
 
Схема цифрового автомобильного тахометра

Цифровые тахометры, применяемые для контроля за частотой вращения двигателя внутреннего сгорания представляют собой частотомеры, которые, практически, измеряют частоту замыкания контактов прерывателя системы зажигания. Скорость вращения валика прерывателя в два раза больше скорости вращения коленчатого вала двигателя (имеется ввиду четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель). В результате чтобы показать 1000 об/мин на частотомер поступает частота примерно 33 Гц, для 6000 об/мин — 200 Гц.


Для того, чтобы , при двухразрядной индикации, когда частотомер показывает только сотни и тысячи оборотов в минуту, показания соответствовали действительному значению об/мин нужно время подсчета импульсов установить 0,3 сек. Таким образом, если тахометр построен по обычной схеме частотомера показания будут меняться с значительной задержкой: 0,3 сек. на измерение, и примерно 0,3-1 сек. на индикацию. При этом возникают сразу две неприятности — значительная инерционность и постоянное мигание табло, либо мелькание цифр. В результате, в любой момент времени не возможно будет определить режим работы двигателя.

Выйти из этого положения можно, если построить тахометр по схеме ускоренного частотомера с промежуточным хранением информации. Такой прибор на выходе каждого разряда должен иметь ячейку памяти. Работает он таким образом: в течении 0,3 сек. идет подсчет импульсов, потом результат переносится на индикацию и хранится там до тех пор пока не поступит следующий результат. Теперь показания будут меняться через каждые 0,3 сек. без различных промежуточных состояний. Индикатор в любой момент времени будет показывать действительную скорость вращения вала двигателя.

Принципиальная схема тахометра, построенного по такому принципу показана на рисунке. Импульсы от прерывателя через ограничительную цепь VD1 R25 VD2 поступают на одно-вибратор на транзисторах VT1 и VT2, который устраняет ошибки, вызванные дребезгом контактов прерывателя и предохраняет чувствительные входы МОП микросхем от воздействия системы зажигания.

С выхода этого одновибратора импульсы поступают на двухдекадный счетчик на микросхемах D1 и D2 (микросхемы К176ИЕ2, в данном случае включены по схеме для десятичного режима).

На выходах этого счетчика включены два дешифратора для индикации при помощи семисегментных индикаторов. Используются дешифраторы К176ИД2, они имеют встроенные триггеры на входах. При подаче единицы на их входы С информация, имеющаяся в них меняется на ту, которая поступает на их входы. При нуле эта информация хранится и отображается на индикаторах, до следующей единицы. Таким образом, чтобы получить тахометр, нужно на эти входы, через каждые 0,3 сек. подавать положительный импульс, а затем еще один на входы R счетчиков чтобы они обнулялись. Значит устройство управления должно через каждые 0,3 сек. вырабатывать два коротких импульса.

Устройство управления выполнено на микросхеме D5. На элементах D5.1 и D5.2 построен мультивибратор, который вырабатывает импульсы длительностью 0,0013 сек., повторяющиеся через каждые 0,3 сек. С выхода этого мультивибратора импульс поступает, сначала, на входы С дешифраторов, а затем, через линию задержки на элементах D5.3 и D5.4 — на входы R счетчиков. Номиналы цепей R9C4 и R10C5 подобраны таким образом, что единица на входах R счетчиков появляется через небольшое время, после спада импульса на выводе 10 D5.2.

Схема цифрового автомобильного тахометраБольшая часть деталей собрана на печатной плате из стеклотекстолита с односторонней металлизацией (см. рисунок). Плата размещается в пластмассовой коробке, а индикаторы в отдельной плоской коробке из красного оргстекла. Коробка с индикаторами располагается на приборной панели автомашины и подключается к коробке с платой при помощи ленточного кабеля на 15 проводов.

К электрооборудованию машины тахометр подключается трехпроводным кабелем, "ПР" к прерывателю зажигания, "общ." к общему минусу, "+зам." к замку зажигания.

Откалибровать прибор удобнее если на вход подать сигнал частотой 50 Гц, например от электросети через понижающий трансформатор. Подстройкой R5 нужно добиться показаний прибора "15" (1500 об/мин). Возможно придется подобрать номиналы R9 и R10, так чтобы индикация была без перебоев. Если есть возможность, проверить двухлучевым осциллографом положительные импульсы на выв. 10 и 4 D5, они должны быть примерно одинаковой длительности и фронт импульса на выводе 4 должен начинаться через небольшой промежуток времени после спада импульса на выводе 10.

Если импульсы накладываются по времени нужно точнее подобрать R9 и R10, в тоже время промежуток между ними должен быть не более двухкратной длительности одного импульса.





Рейтинг схемы:


САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СХЕМЫ
  • Простая схема частотомера
  • Схема усилителя мощности КВ-Трансивера
  • Схема генератора высоковольтных импульсов
  • Схема мощного преобразователя 12В / 220В
  • Чувствительный металлоискатель
  • Схема зарядного устройства для AAA - аккумуляторов
  • Схема КВ-трансивера с SSB-модуляцией
  • Схема универсального лабораторного частотомера
  • Схема цифровых часов на микросхеме КР145ИК1901
  • Микросхема К561КТ3 - Одноразрядный мультиплексор
  • Схема простого КВ-радиоприемника
  • Схема частотомера 1...9999999 Гц на счетчиках HCF4026BEY
  • Схема переговорного устройства
  • Схема радиолюбительского частотомера 1 Гц - 50 МГц
  • Схема простого зарядного устройства аккумулятора
  • Схема радиовещательного приемника на ТВ микросхемах
  • Схема УКВ ЧМ приемника на одном транзисторе
  • Схема ручного программатора
  • Схема стабилизатора напряжения сети 220В
  • Схема цифрового вольтметра на микросхеме К176
  • Схема простого коротковолнового трансивера
  • Схема защиты блока питания от короткового замыкания
  • Схема Радиостанции Карат-М на 160 метров
  • Схема индикатора температуры на микросхеме LM339N
  • Схема стробоскопа авто УОЗ

  • ТЕГИ
    3-усцт usb авто автозапуск автомат адаптер акб акустика антенна будильник ваз вентилятор вольтметр время выключатель генератор геркон гетеродин гирлянды датчик двигатель детектор диапазон диод домофон ду емкость зажигание замок замыкание запуск заряд заслонка звонок звук игрушка импульс инвертор индикатор инструмент искатель источник питания камера каскад катушка коммутатор конвертор контролька контур корпус кроссовер лампы магнитола металлоискатель микросхема модем модуль модулятор мощность мультиметр нагрузка напряжение насос наушники освещение осциллограф охрана память переговорное устройство передатчик переключатель питание плеер подогреватель полив потребление преобразователь прибор привод приемник пробник проводка программатор проигрыватель радиомикрофон радиостанция радиоуправление регулировка регулятор реле робот свисток секретка сенсор сигнализатор сигнализация симистор сирена смеситель стабилизатор стерео схема счетчик таймер тахометр телевизор телефония термометр терморезистор термостат тестер тиристор ток транзистор трансивер трансформатор укв унч управление усилитель фары фотоприемник фоторезистор фотореле холодильник частота частотомер часы эквалайзер яркость


    Рейтинг@Mail.ru
    © 2011-2020 Паятель.Ру - Все права защищены. Публикации схем являются собственностью автора.